ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОЙ НАГРАДЫ
Правовой статус общественных наград
Общественный реестр наград Геральдики.ру
Капусткин Александр Сергеевич, член Ассоциации юристов России, преподаватель юридического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета.
В статье автор характеризует правовое положение общественных наград в Российской Федерации, называет конкретные нормы права, регулирующие эту сферу общественных отношений, предлагает пути совершенствования законодательства в направлении упорядочивания системы общественных (корпоративных) наград.
Ключевые слова: общественные (корпоративные) награды, государственные награды, Геральдический совет при Президенте, Государственный геральдический регистр.
Систему наград Российской Федерации можно представить следующим образом, первые четыре вида условно назвав “наградами публичной власти”:
- государственные награды – награды, учрежденные Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. “О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации” (например, орден Мужества, медаль “За отвагу”);
- ведомственные награды – награды, учрежденные министерствами РФ, федеральными службами и т.п. (например, нагрудный знак “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации” – Приказ Генерального прокурора РФ “Об утверждении Положения от 29 августа 2003 г. “О нагрудном знаке “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации”);
- награды субъектов РФ (например, Почетная грамота администрации Владимирской области – Постановление главы администрации Владимирской области от 19 февраля 1997 г. “О Почетной грамоте администрации Владимирской области”);
- награды муниципальных образований (например, знак отличия “За заслуги перед городом Владимиром” – решение Совета народных депутатов г. Владимира от 22 августа 2007 г. “О знаке отличия “За заслуги перед городом Владимиром”);
- общественные (корпоративные) награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями (например, награды Русской Православной Церкви – Положение о наградах Русской Православной Церкви, Архиерейский собор Русской Православной Церкви 3 – 8 октября 2004 г.).
В дополнение (а иногда в качестве альтернативы) к наградам публичной власти сегодня в России множество коммерческих и общественных организаций стали учреждать свои собственные награды. Это обусловлено объективными и субъективными причинами:
- Трудность получения государственных наград;
- Резкое снижение в начале 1990-х годов уровня доверия населения к власти;
- Актуальность мер нематериального поощрения и мотивации в условиях экономического кризиса;
- Отсутствие какого-либо четкого регулирования этой сферы общественных отношений со стороны государства;
- Необходимость существования независимых, оппозиционных форм поощрения;
- Желание многих руководителей организаций, коммерческих, политических и общественных деятелей иметь награды как элемент личного статуса;
- Появление отдельного бизнес-направления по учреждению и изготовлению наград, а также по оплачиваемому награждению (“спрос рождает предложение”).
Что касается зарабатывания отдельных общественных организаций на награждении в обмен на “кавалерские” взносы, а проще говоря, на торговле наградами, то это вопрос больше этический, нежели правовой, и потому нами рассматриваться в этом исследовании не будет. Однако существование общественных наград – объективное явление государственно-правовой действительности и награды таких организаций, как Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, в действительности ценятся многими гражданами наравне с государственными, а награды профессиональных сообществ (например, Гильдии адвокатов России) ничуть не уступают по своему статусу в обществе ведомственным знакам отличия. Несмотря на то что единого нормативного правового акта, регулирующего статус общественных наград, на сегодня не существует, в действующем законодательстве можно найти нормы, применимые к указанной сфере.
В соответствии с Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. “О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации”, государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан РФ за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством. Это единственное легальное определение государственной награды, по аналогии с которым можно предложить следующее определение общественной (корпоративной) награды.
Общественная (корпоративная) награда – это не являющаяся наградой публичной власти форма поощрения граждан за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за благотворительную деятельность и иные заслуги, признанные соответствующей коммерческой или некоммерческой организацией, утвержденная правомочным решением руководящего органа этой организации и соответствующим нормативным актом, награждение которой происходит от имени такой организации.
Названный Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. впервые за долгое время, пусть и косвенно, но указывает на право общественных и религиозных объединений учреждать собственные награды, закрепляя, что юбилейные медали РФ, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами РФ.
Право на учреждение общественных (корпоративных) наград закреплено в отраслевом законодательстве. Право организаций создавать систему наград для своих сотрудников презюмируется в ст. 191 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд (можно сделать вывод – в том числе корпоративные награды) определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Подпункт 11 п. 2 ст. 30 ФЗ от 31 мая 2002 г. “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” относит к компетенции собрания (конференции) адвокатов – высшего органа адвокатской палаты субъекта Федерации – установление мер поощрения адвокатов в соответствии с Кодексом профессиональной этики адвоката. Свои награды учредила и Федеральная палата адвокатов РФ, объединяющая все адвокатские палаты субъектов Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Положения о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов РФ, профессиональными знаками отличия труда адвокатов являются: 1) награждение орденом “За верность адвокатскому долгу”; 2) награждение медалью “За заслуги в защите прав и свобод граждан” первой и второй степени; 3) поощрение почетной грамотой; 4) вынесение благодарности; 5) награждение памятной медалью; 6) награждение дипломом; 7) вручение благодарственного письма.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”, в уставе религиозной организации указываются структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция. Пункт 4 раздела III Устава Русской Православной Церкви устанавливает, что в обязанности Архиерейского собора (высшего органа иерархического управления Русской Православной Церкви) входит утверждение новых общецерковных наград.
Согласно ч. 2 ст. 17.11 КоАП, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией знаков. Отсюда следует главное правило, что общественные награды не должны иметь схожее название или внешнее сходство по форме с государственными наградами. Показателен известный случай с общественной организацией “Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка”, награды которой были признаны в результате проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ и официальным геральдическим учреждением – Геральдическим советом при Президенте РФ, схожими с орденом Победы, орденом Александра Невского и другими <6>.
В силу ст. ст. 9 и 10 ФКЗ от 25 декабря 2000 г. “О Государственном флаге Российской Федерации” и ст. 7 ФКЗ от 25 декабря 2000 г. “О Государственном гербе Российской Федерации” не допускается использование на общественных наградах соответственно флага и герба Российской Федерации.
К сожалению, в действующем законодательстве практически нет норм, благодаря которым можно было бы сделать однозначный вывод о том, что общественные награды не должны также иметь схожее название или внешнее сходство с ведомственными наградами, наградами субъектов Федерации и муниципальных образований.
В Российской Федерации есть положительный опыт применения подготовленных Геральдическим советом при Президенте РФ Методических рекомендаций по разработке и использованию наградных знаков муниципальных образований. Было бы целесообразным издать подобные рекомендации и относительно общественных (корпоративных) наград. Так, наградные знаки муниципальных образований не должны иметь сходства (даже отдаленного) с государственными наградами РФ. Недопустимо использовать в таких наградах изображения государственных символов РФ, пятиугольную, обтянутую муаровой лентой колодку, формы знаков, близкие к форме государственных наград, а также ведомственных наград федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь – четырехконечные равноконечные кресты с расширяющимися концами, четырех- и восьмилучевые орденские звезды). Недопустимость сходства с государственными наградами распространяется как на внешний вид, так и на названия наград муниципальных образований. Недопустимо применять для наименования муниципальных наград термины “орден”, “знак” к почетному званию “Заслуженный…” и “Народный…”, а также иные названия, близкие названиям государственных наград.
Безусловно, такие рекомендации, а в идеале – нормативные правовые требования, будут способствовать наведению порядка в системе общественных наград России. Но, для того чтобы эти требования исполнялись, необходимо создание регистра общественных (корпоративных) наград. Общественная организация “Совет по общественным наградам” взяла на себя такую обязанность и, если верить сведениям, размещенным на сайте, готова заниматься “регулировкой вопросов регламентов разработки и создания, предоставления, определения статутов общественных знаков признания, а также ведения единого реестра награжденных этими знаками”. Уже сегодня эта организация проводит экспертизу вновь создаваемых общественных знаков отличия и выдает соответствующие свидетельства. Странно, почему эти функции на себя не взял упоминавшийся Геральдический совет при Президенте РФ, уполномоченный обеспечивать работу по созданию и использованию официальных символов и отличительных знаков; осуществлять геральдическую экспертизу проектов создаваемых знаков и высказывать рекомендации по доработке проектов в случае необходимости; согласовывать на стадии утверждения акты, вводящие в действие те или иные геральдические знаки; на основании накопленного опыта практической работы входить с законодательной инициативой по вопросам регулирования принципов создания и использования геральдических знаков, утверждения или упразднения отдельных геральдических знаков; разрабатывать рекомендации по вопросам создания и использования официальных символов и отличительных знаков для органов федеральной исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований; давать разъяснения и консультации в сфере своей компетенции.
Геральдический совет на основании Указа Президента РФ от 21 марта 1996 г. ведет Государственный геральдический регистр Российской Федерации, который является единым учетным документом РФ, созданным с целью систематизации существующих государственных и территориальных геральдических знаков, создания единого информационного поля существующих геральдических знаков и обеспечения защиты утвержденных геральдических знаков. Мы считаем, что в специальный раздел Государственного геральдического регистра РФ было бы вполне возможно заносить и общественные (корпоративные) знаки отличия. Это позволит: обеспечить введение общественных знаков отличия в единое информационное пространство РФ; обеспечить таким знакам юридическую защиту на территориях и в ситуациях, когда не действует акт владельца знака о его утверждении; подтвердить и закрепить в федеральном масштабе права владения и использования знака за тем, кем (для кого) этот знак утвержден. Для реализации указанных предложений необходимо внесение изменений в Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. “О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации”.
Пристатейный библиографический список
- Козлова Н. Награды за наличные и по перечислению. Общественная организация, которая награждала своими орденами, очень похожими на государственные, закрылась // Российская газета. 2008. 30 сент. N 4761.
- Козлова Н. Ордена-двойники. Общественная организация вручала ордена-клоны государственных наград // Российская газета. 2008. 25 сент. N 4758.
- Мельниченко Р.Г. “Зачем мне орден, я согласен на медаль”: о корпоративных наградах российских адвокатов // Адвокатская практика. 2008. N 4.
- Щеголев К.А. Современные награды России. Традиции и современность. Глава 10 “Награды тщеславия”. М.: Изд-во “Вече”, 2009.